Сайт учителя-словесника


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

 
✎ Сайт посмотрели
.
✎ Вход на сайт
✎ Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
✎ Московское время
✎ А у нас на дворе
✎ Оцените сайт
....
Всего ответов: 5
Главная » Файлы » Статьи

Детская одарённость. Стратегии обучения одаренных детей
21.04.2014, 14:05
Подготавливаемая в настоящее время реформа общеобразовательной и профессиональной школы исходит из того, что человек — главная производительная сила и высшая ценность общества. В свете задач, встающих перед современной школой, психологические проблемы способностей и одаренности являются весьма актуальными.
Каждому приходилось наблюдать, что в учебных занятиях, в труде и творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями, или одаренностью.
Способности — это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности.
Принято различать специальные способности (например, к тем или иным видам искусства, к технике, к языкам) и общие, или общие умственные, способности, которые находят применение в очень многих видах деятельности (например, качества ума или названные особенности памяти).
У нас речь пойдет об умственной сфере.
Различия по способностям обнаруживаются в неодинаковости усилий, которые требуются для приобретения соответствующих знаний и умений, в разном уровне их освоения, в особенностях использования знаний и умений.
Индивидуальные различия по способностям — это различия как по степени их выраженности, так и по их своеобразию. Не бывает ни к чему не способных людей. Несомненна ценность для общества своеобразия способностей каждого, разнообразия индивидуальностей.
Если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют. Словом «одаренность» обозначают также высокий уровень способностей.
Пробуждение склонностей во многом зависит от общественных запросов, от примеров, которые видит перед собой человек, от ожиданий и поощрений со стороны окружающих:
По мере возрастания расположенности к деятельности она привлекает к себе все больше сил — человек постоянно думает о ней, старается ее улучшить, и такая поглощенность работой не может не содействовать развитию соответствующих способностей.
Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, готовность прилагать усилия, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей.
Способности — свойства, которые не могут развиться без активности самого ребенка и без его собственных усилий по регуляции своей активности. В этом главное внутреннее условие становления, роста способностей.
Способности и одаренность характеризуют пригодность человека к социально значимым видам деятельности. Но умственные различия, выступающие в годы возрастного развития и начального учения, еще далеко отстоят от профессиональных способностей. Поэтому, когда речь идет об умственных достижениях ребенка, о темпе его развития, еще преждевременно судить о них как о способностях и одаренности в собственном смысле этих слов.
Стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одаренного ребенка. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно — пятерки, похвалы, даже знания, не будет только главного — способностей.
Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.
Важным является то, что начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения), надо вводить в учение. Но начало, когда учение, иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.
У одаренных детей благодаря ярко выраженной потребности в познании связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность — чтение, решение задач, придумывание историй и т. д. — доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.
По данным исследователей, дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя. По крайней мере на ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.
Как устроены способности? Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей.
Дело в том, что основой всех специальных способностей, в том числе и моторных (спортивных), являются общие способности. Речь идет о единой основе всех без исключения проявлений человека. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них. Именно поэтому выдающийся футболист не может быть совсем уж глупым человеком, и чаще всего он будет умнее своих менее талантливых (именно в футболе) коллег.
Важным является также то, что умственные, интеллектуальные способности — это лишь один из видов одаренности. Есть еще и моторная одаренность (спорт, танцы), и социальная (организаторские способности), и практическая (замечательный кулинарный талант — тоже талант), и другие.
Общие способности — это абсолютная, ежедневная реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно.
Человек не бывает способным только в одной области — он всегда многогранен. Другое дело, что это не всегда одинаково проявляется. И тот ученый, который не достиг особых высот в науке, но сумел организовать новое направление, сплотить вокруг себя талантливую молодежь, добиться соответствующих условий для работы и т. д., — он тоже одарен и ничуть не меньше, чем профессор, но одарен по-другому. Уметь видеть другую, не похожую на стандарт, одаренность, уважать ее, считаться с ней для многих родителей и учителей до сих пор невозможно: штампы сильнее их.
Надо сказать, что сейчас большинство учителей уже не судят о способностях школьников по успеваемости. Оценки типа «очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится» часто можно слышать и в школе. Однако мысль о том, что одаренный — это тот, кто быстро и хорошо соображает (под «хорошо» часто понимается «правильно»), — это представление все-таки у большинства учителей осталось.
Одаренность бывает разная. Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющейся культурой. Это «школьная одаренность», не вызывающая сомнений у учителей. Как правило, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением часто огромного материала. Все этим детям дается быстро, легко и весело.
Одаренность, кроме разных «видов» (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая, или «учебная», и творческая. И то и другое – одаренность, но это существенно разные типы.
Первая, «учебная», одаренность, по сути дела, предполагает отсутствие собственного подхода, отсутствие «самости», потому что это только затруднит восприятие чужой мысли, замедлит скорость восприятия и научения. Кстати говоря, очень многие исследователи отмечают противоречивость самого процесса обучения: с одной стороны, это присвоение чужого опыта и переработка его в свой, а с другой – чем больше ты отрешишься от себя, тем легче усвоишь предлагаемую чужую логику, чужой, найденный другими, способ деятельности.
Есть творческие люди. Принять, казалось бы, очевидные истины им мешает невозможность прямого, непосредственного усвоения чего бы то ни было. Все они пропускают как бы через себя, через собственное видение мира. Именно поэтому им гораздо труднее учиться, чем придумывать.
Есть, конечно, редкие люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Но все же в большинстве случаев одаренные люди отчетливо разделяются по своего рода специализации: одни – «поглотители знаний», другие – «создатели нового».
Этим разным типам одаренности соответствуют и разные обозначения: если первый – способность к обучению – описывается как интеллект, или общий интеллект, то творческие способности определяются как креативность («творческость»).
Теперь обратимся к тем случаям, когда в структуре детского ума наблюдаются значительные внутрииндивидуальные различия: одни умственные способности у ребенка развиты исключительно высоко, тогда как другие – ниже среднего уровня. Вот, скажем, такой вариант: вербальные тесты (задания, оценка по которым во многом зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет блестяще, а невербальные тесты (не требующие активизации языковых способностей, но зато предъявляющие повышенные требования к пространственному мышлению и воображению) – в пределах нормы, а то и хуже.
Бывает и обратное соотношение: вербальный интеллект развит у ребенка сравнительно слабо, а невербальный – весьма и весьма высоко. И в том и в другом случае общий интеллектуальный показатель оказывается значительно ниже того показателя, которым характеризуется преобладающий вид интеллекта.
Односторонность означает дисгармонию в способностях, то есть наличие у данного человека и таких способностей, уровень которых не достигает нормы. Когда же мы говорим, что данный ученик обладает высокими специальными способностями (например, в области музыки), то это вовсе не предполагает, что другие способности у него не развиты. Как правило, высокие специальные способности развиваются на фоне достаточно высокого общего интеллекта.
Односторонняя умственная одаренность – одна из возможных причин хорошо знакомой всем односторонней учебной направленности. Всем известны случаи, когда ученик, выделяясь яркими результатами в изучении одного предмета (или группы родственных предметов) и всецело захваченный своим увлечением, едва успевает по остальным дисциплинам?
Считать ли таких детей умственно одаренными? Ответ, по нашему мнению, должен быть таким: конечно, считать, но только при этом указать, о какой умственной одаренности идет речь – об общей или об односторонней.
Возможно, у такого подхода окажутся оппоненты: дескать, можно ли считать одаренным ребенка, у которого общий интеллектуальный показатель находится около среднего уровня. В том-то и дело, что в данном случае игра действительно стоит свеч. Ведь, признавая такого ребенка одаренным в определенном отношении, мы будем предъявлять к нему требования, соразмерные его способностям в данной области, подчеркивать его сильные стороны, укрепляя тем самым его самооценку, стимулируя его к более энергичным усилиям в других областях с целью «подтягивания» отстающих способностей.
На наш взгляд, школа играет огромную роль в воспитании выдающихся деятелей в науке, искусстве и практической деятельности. Так, П.Ф. Каптерев писал:
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами…».
Качественные различия типов умственной одаренности (аналитически-синтетический, объективно-субъективный и т.д.) вообще должны быть также приняты во внимание; укажем хотя бы на то, какое значение имеет сочинение в качестве средства испытания для установления подобного рода особенностей.
Программы и методики обучения одаренных детей должны качественно отличаться от программ и методик сверстников со средним уровнем развития.
  1. Индивидуализация обучения. Необходимо учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида, и, как следствие этого, можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности в сфере образования.
  2. Обучение мышлению. Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Специальные учебные курсы развития и коррекции умственных способностей ребенка в настоящее время можно встретить в учебных планах многих школ и дошкольных учреждений. Называются они по-разному: уроки творческого мышления, сократовские уроки и т.п.
  3. Социальная компетенция. С целью преодоления проблем в психосоциальном развитии создаются программы специальных интегрированных курсов. Основные усилия здесь направлены на развитие эмоциональной сферы, формирование лидерских способностей, коррекцию межличностных отношений в коллективе сверстников, самоактуализацию и т. п. Обсуждение этих проблем особенно важно для одаренных детей.
  4. Исследовательское обучение. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
  5. Проблематизация. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, - найти способы решения их, наконец, - решить. Для этого их необходимо обучать умению видеть проблемы. Но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств.
Для того чтобы процесс обучения выполнил одну из основных своих функций – обучающую, необходимо, чтобы проблема содержала в себе определенный познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана взрослым. Таким образом, программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.        
Категория: Статьи | Добавил: tatu | Теги: одарённость, ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, способности
Просмотров: 1043 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]